Агриппина Яковлевна Ваганова – первый в России профессор хореографии

agrippina vaganova 04 768x483 1 - Агриппина Яковлевна Ваганова – первый в России профессор хореографии

Великий балетмейстер Мариус Петипа когда-то писал о ней в своих дневниках: «Вечером в 29-й раз дают балет «Раймонда»… Очень неудачный подбор танцовщиц. Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…»
Удивительно, но этот тонко чувствующий талантливых людей балетмейстер не смог увидеть в Агриппине Яковлевне Вагановой Божьего дара. Тогда он даже не подозревал, что через много лет эта женщина не просто займет его место в Мариинском театре, но и станет легендарным педагогом. На весь мир прославит русский балет! В этом виде искусства, пожалуй, трудно найти более легендарную и значимую фигуру, чем Ваганова. По уникальной методике, ею созданной, до сих пор готовят будущих балерин. Однако путь Вагановой в искусстве был необычайно тернист.

nazvanie izobrazhenija 189x300 - Агриппина Яковлевна Ваганова – первый в России профессор хореографии

Агриппина Яковлевна Ваганова появилась на свет 26 июня 1879 года в семье капельдинера Мариинского театра. Поэтому нет ничего удивительного в том, что девочка с детства была увлечена балетом и мечтала о сцене. И в 1888 году она поступила в балетный класс Императорского театрального училища в Санкт-Петербурге. После успешной сдачи экзаменов за первый год обучения Агриппина Яковлевна была принята на полный пансион, что стало серьезным подспорьем для небогатой семьи, в которой подрастали еще две дочери.

В 1897 году по окончании училища — была зачислена в кордебалет Мариинского театра, в котором она застряла на довольно долгий срок. Позже Ваганова не раз шутила на эту тему, рассказывая, что много лет была лишь тридцать третьей тенью в «Баядерке». Шутка в том, что в «сцене теней» этого балета задействованы тридцать две танцовщицы.

nazvanie izobrazhenija 1 - Агриппина Яковлевна Ваганова – первый в России профессор хореографии

Спустя четыре года Ваганову перевели в корифейки, и она получила первую именную партию – Гебы в балете «Пробуждение Флоры», которую исполнила с успехом, хотя ту же партию танцевала и Анна Павлова. Помог случай: заболела исполнительница одной из вариаций. Агриппина Яковлевна с легкостью заменила коллегу. Сначала один раз, потом — другой. Постепенно за ней закрепился титул «царица вариаций», и даже появились поклонники. Это стало ее маленькой победой над собой и теми людьми, которые были уверенны, что максимум артистки — до конца дней танцевать в последнем ряду кордебалета. В 1916 состоялся прощальный бенефис артистки: балерина танцевала главную партию в балете «Ручей».
А дальше наступил 1917 год – год потрясений и крушения всего и вся.

Путь Вагановой к успеху был таким долгим и тернистым, что подруга, жена Александра Блока, Любовь Менделеева называла ее «мученицей балета».

В 1920 году Ваганову пригласили преподавать сразу в два места: в Государственное петроградское театральное училище и в театр. Через пять лет одна из ее учениц — Марина Семенова — прославит имя Агриппины Яковлевны. «Марина — начало моей репутации педагога», — говорила Ваганова. Еще через три года обучение у нее закончила Галина Уланова. Потом была Наталья Дудинская, Алла Шелест, Нинель Кургапкина, Алла Осипенко и многие другие выдающиеся балерины. Ваганову-педагога всегда отличала строгость и требовательность. Главным требованием Вагановой-педагога была осмысленность движений. Учебник «Основы классического танца», подготовленный Агриппиной Вагановой в 1934 году, выдержал много переизданий и был переведен на английский, немецкий, испанский, польский, чешский, венгерский и многие другие языки.

nazvanie izobrazhenija 2 - Агриппина Яковлевна Ваганова – первый в России профессор хореографии

Агриппина Ваганова сделала для русского балета гораздо больше, чем просто воспитание талантливых танцовщиц: ей удалось сохранить традиции классического балета в ту пору, когда этот вид искусства большевики считали «чуждым пролетариату».

Великую Отечественную Войну педагог встретила в Ленинграде. Осталась в блокадном городе с семьей, хотя театр и училище были эвакуированы в Пермь.

Позже Агриппина Яковлевна вспоминала: «Блокада переживалась и переживается артистами с героическим терпением. Иной раз приходится идти на концерт пешком. Это тяжело оперному артисту, а балетному — тем более… Репетиции балета проходили в трудных условиях. Следует учесть специфику балета — легкие открытые костюмы, — в условиях же холодного помещения работа была тяжеловата. Но все работали с увлечением, изголодавшись по своему любимому делу».

Ваганова не упоминает о голоде, хотя это было огромной проблемой. И работу называет лишь «тяжеловатой», хотя на самом деле, в условиях холода, отсутствия электричества и голода трудиться было очень сложно. Но Ваганова упоминает только «голод по любимому делу».

В 1943 г. Агриппине Вагановой присвоили звание профессора хореографии – первой в СССР. В 1946 году она стала лауреатом Сталинской премии I степени. Она преподавала до самой смерти в 1951 г. В память о ее заслугах хореографическое училище получило ее имя. Сейчас это Академия русского балета им. Вагановой, которая находится в Санкт-Петербурге.

nazvanie izobrazhenija 3 300x184 - Агриппина Яковлевна Ваганова – первый в России профессор хореографии

Знаменитый балетмейстер современности Борис Эйфман как-то сказал в одном из интервью: «Всё-таки русский балет остаётся русским балетом, ни на что не похожим. При всей разнице в постановках Большого, Мариинского, моего театра есть в них нечто общее, и эту общность определяют традиции русского балета. Ведь что такое русский балет? Французы, датчане, итальянцы – кто только не работал во славу русского балета! Русский балет – это чудо! Царская семья вкладывала огромные средства в развитие этого явления. Привлекались лучшие имена как на сцену, так и в хореографию. Русский балет – это вагановский балет! Всё придумала, сделала Агриппина Ваганова! Она ввела всё то, что сегодня отождествляют с русским балетом».
Добавить к списку людей, создавших русский балет, нужно имена композиторов Чайковского, Прокофьева, Григоровича и многих-многих других. Но всё же, своей славой наш современный балет во многом обязан хрупкой женщине с железным характером и несгибаемой волей – Агриппине Яковлевне Вагановой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться 

Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram

Будем признательны читателям, которые подпишутся на обновления на наши каналы социальных сетях и поделятся заинтересовавшими материалами с друзьями.

НОВОСТНАЯ РАССЫЛКА

Если Вам понравился материал, то мы предлагаем Вам подписаться на новостную рассылку сайта, которая будет приходить раз в неделю.  Обещаем не спамить, присылать только интересные материалы. Отписаться можно в любой момент.

Комментарии 

Войти с помощью: 

Герои 

События 

QR-код 

QR Code

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: