Сергей Никитич Ковалев – конструктор, создавший атомный флот СССР

sergej nikitich kovalev konstruktor sozdavshij atomnyj flot sssr 768x432 - Сергей Никитич Ковалев – конструктор, создавший атомный флот СССР

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ, Генеральный конструктор, академик Российской академии наук — Сергей Никитич Ковалев по праву занимает особое место в славной когорте ученых, творцов, деятельность которых оказала заметное влияние на ход мировой истории.

И это не преувеличение. Более полувека он, как главный, а затем, как Генеральный конструктор, участвовал в создании подводного флота своего Отечества – Советского Союза, России. Творения Сергея Никитича — атомные субмарины – стратегические ракетоносцы трех поколений играют заметную роль в глобальной политике на планете и сегодня. По одной из версий, именно они остановили гонку вооружений между США и Советским Союзом и спасли планету от третьей мировой войны.

Родился будущий конструктор 15 августа 1919 года в Петрограде в семье моряка. После окончания школы в 1937 году — поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. К началу войны он был студентом пятого курса. После прохождения практики на Балтийском заводе на строительстве крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» — Ковалёв был зачислен в бригаду судосборщиков и получил квалификацию судосборщика 6-го разряда.

Летом и осенью страшного 1941 года, как и многие студенты-ленинградцы, Сергей Ковалев работал на строительстве оборонительных сооружений вокруг города: рыли противотанковые рвы, окопы, сооружали доты. В осеннюю стужу ночевали в лесу на кочках в болоте, попадали под артиллерийские и воздушные налеты.

sergej nikitich kovalev konstruktor sozdavshij atomnyj flot sssr 2 300x116 - Сергей Никитич Ковалев – конструктор, создавший атомный флот СССР

Как один из лучших выпускников, Сергей Никитич был направлен на работу в находившееся в эвакуации в Горьком (ныне — Нижний Новгород) Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) №18 (в настоящее время — АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). После окончания войны перед конструкторами была поставлена задача воспроизвести немецкую турбинную силовую установку и построить по собственному проекту опытную подводную лодку. Этому проекту присвоили номер 617. Поэтому уже в 1948 году вышло постановление Правительства СССР о создании в Ленинграде нового (второго в СССР) Специального конструкторского бюро №143, предназначенного для проектирования высокоскоростных подводных лодок, а также энергетических установок для них. Начальником СКБ-143 и главным конструктором проекта 617 стал А.А. Антипин. Сергей Ковалёв был назначен помощником главного конструктора. В проектные вопросы Антипин особенно не вникал, так как занимался в основном созданием стенда для отработки турбинной установки на заводе «Судомех». Поэтому проектные работы были доверены Ковалёву, не имевшему тогда еще практического опыта проектирования подводных лодок, тем более, такой уникальной — развивавшей скорость подводного хода в два раза большую, чем обычные дизельные подлодки.
Главной кораблестроительной проблемой при проектировании подводной лодки являлась ее управляемость и устойчивость движения на большой скорости подводного хода. Ни теоретических основ, ни практического опыта у советских судостроителей не было. Требовалось определить, какой должна быть форма корпуса, горизонтальные и вертикальные рули. Строительство головной лодки проекта велось без высоких технологий, но очень оперативно и быстро. Решения принимались и исполнялись прямо на месте. От закладки лодки на стапеле до ее спуска в состоянии хорошей готовности прошел всего год – заложена 5 февраля 1951 года и спущена на воду 5 февраля 1952 года. Даже по сегодняшним меркам это ошеломительная скорость строительства!

sergej nikitich kovalev konstruktor sozdavshij atomnyj flot sssr 3 200x300 - Сергей Никитич Ковалев – конструктор, создавший атомный флот СССР

Сергей Ковалев на борту «Дмитрия Донского»

Подводная лодка проекта 617 явилась гигантским шагом вперед советского подводного судостроения – она стала первой подводной лодкой в СССР, перешагнувшей 18-узловую величину подводной скорости. Ее подводная скорость в течение 6 часов составляла более 20 узлов. Но главным достоинством новой подводной лодки являлась ее энергетическая установка, ставшая технологическим прорывом! Неслучайно, академики И.В. Курчатов и А.П. Александров, готовящиеся в это время к созданию первых атомных подводных лодок, лично приезжали ознакомиться с этим подводным кораблем.

Подводная лодка – это то средство, которое не может быть уничтожено при нанесении первого атомного удара. Если бы кто-то захотел нанести по нашей стране удар, то какое-то количество лодок обязательно уцелеет. И этого будет достаточно, чтобы нанести удар возмездия, которого сторона, развязавшая войну, не переживет. Но добиться паритета в годы холодной войны удалось не сразу. К началу гонки ядерного вооружения под водой — Советский Союз готов не был. Акцент в то время делали на воздушные и наземные средства доставки ракет. Исправлять ситуацию страна доверила Сергею Никитичу Ковалеву. Первые советские атомные подводные лодки превосходили американские по прочности и глубине погружения. Но значительно уступали по вооружению. Например, на отечественной К-19 стояло всего три ракеты, у конкурентов на «Джордже Вашингтоне» – 16. А еще наши «шумели на весь океан», что нужно было срочно исправлять.

Настоящим прорывом в 70-х годах прошлого века стала закладка первого атомного тяжелого стратегического ракетоносца проекта 941 «Акула». Подлодки этого типа обладают огромным запасом плавучести — более 40%. Но самое интересное, что этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин. Именно они вошли в Книгу рекордов Гиннесса, как самые большие атомные подлодки в мире. По смелости и уникальности технических решений — проект 941, разработанный под руководством Сергея Ковалева и построенный на крупнейшей в нашей стране верфи «Севмаш», остается непревзойденным в мировом кораблестроении, и до сих не утратил своей роли. Создание данного типа кораблей позволило создать ядерный паритет с американцами. Нас уважали и боялись!

sergej nikitich kovalev konstruktor sozdavshij atomnyj flot sssr 1 300x169 - Сергей Никитич Ковалев – конструктор, создавший атомный флот СССР

ТК-208 «Дмитрий Донской»

И сегодня в составе российского ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 — ТК-208 «Дмитрий Донской». Он прошел модернизацию и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса «Булава-30». Запускать 40-тонную ракету с «Дмитрия Донского», минуя все полигонные и стендовые старты, позволила его уникальная архитектура. Создатель этого корабля — Сергей Никитич Ковалев — лично гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний. Как заявлял он сам, в эфире Первого канала: «это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету «Булава-30». Недавно стало известно, что АПЛ «Дмитрий Донской» планируется довооружить 200 крылатыми ракетами типа «Калибр».

В последние годы жизни легендарный конструктор участвовал в проектировании и строительстве серии атомных субмарин с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей».
Академик Ковалев не любил полумер и доводил любое дело до конца. Выполнил и главную поставленную перед ним Родиной задачу. Именно его подводные ракетоносцы сейчас стоят на страже морских рубежей России!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться 

Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram

Будем признательны читателям, которые подпишутся на обновления на наши каналы социальных сетях и поделятся заинтересовавшими материалами с друзьями.

НОВОСТНАЯ РАССЫЛКА

Если Вам понравился материал, то мы предлагаем Вам подписаться на новостную рассылку сайта, которая будет приходить раз в неделю.  Обещаем не спамить, присылать только интересные материалы. Отписаться можно в любой момент.

Комментарии 

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: